Надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления является одним из ключевых в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства и осуществляется прокуратурой района непрерывно. Немаловажным направлением надзора за законностью нормативных правовых актов является осуществление антикоррупционной экспертизы поступивших в прокуратуру района нормативных правовых актов, в ходе которой выявляются неединичные коррупциогенные факторы. Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определено, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, выделяется 12 разновидностей коррупциогенных факторов. Правоприменительная практика показывает, что наиболее распространенными на территории Новоаннинского района Волгоградской области являются такие коррупциогенные факторы, как 1) Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов – в течение прошлого и текущего года выявлено 46 нормативных правовых актов органов местного самоуправления района, принятие которых не отнесено к компетенции органа местного самоуправления либо содержащих нормы, которые в силу закона не могут содержаться в муниципальных нормативных правовых актах. 2) Широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций – за 2020-2021 годы прокуратурой района выявлено 40 фактов наличия данного коррупциогенного фактора, из них 28 – в действующих нормативных правовых актах, 12 – в их проектах. Кроме того, выявлялись единичные факты наличия такого коррупциогенного фактора, как определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций – в анализируемом периоде установлено 5 нормативных правовых актов, содержащих данный коррупциогенный фактор. Каждый коррупциогенный фактор является безусловным основанием для реагирования со стороны прокуратуры района. Так, в 2020-2021 годах прокуратурой принесено 78 протестов на нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также 13 отрицательных заключений на проекты нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы. По результатам рассмотрения протестов прокурора 10 незаконных нормативных правовых актов отменено, 56 – приведены в соответствие действующему законодательству. На стадии изучения проектов пресечено принятие 10 незаконных актов, еще 3 нормативных акта приняты с учетом замечаний прокуратуры района. В настоящее время 12 протестов находятся на рассмотрении.