Областные депутаты рассмотрели вопросы сохранности автодорог при перевозке сельхозпродукции

По количеству отремонтированных автомобильных дорог в последние годы Волгоградская область поднялась с 34 на 12 место среди российских регионов – сообщили в Облкомдортрансе. Однако транспортировка грузов крупногабаритным транспортом с нарушением требований законодательства приводит к разрушению недавно обновленных и построенных магистралей. Как усилить работу по обеспечению сохранности автодорог при перевозке сельхозпродукции, обсуждали сегодня на совещании комитета Волгоградской областной Думы по аграрной политике и земельным отношениям под председательством Владимира Ефимова.

В обсуждении в очном формате и в режиме видео-конференц-связи участвовали депутаты регпарламента Михаил Струк, Татьяна Распутина, руководители профильных комитетов администрации региона, представители надзорных ведомств, элеваторов и хлебоприемных предприятий.

С основным докладом по обозначенной теме выступил председатель регионального комитета транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Васильев. Волгоградская область обладает разветвленной сетью автомобильных дорог общей протяженностью свыше 41 тысячи километров. По территории региона проходят три федеральные автомагистрали и порядка 10 тысяч километров дорог общего пользования областного и межмуниципального значения. Большинство из них построено в 60-70-ые годы прошлого века по нормативным документам тех лет, когда нагрузка на дороги была значительно ниже.

В настоящее время, по мнению специалистов, остро стоит проблема обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений. Наибольший вред автомагистралям наносят большегрузные автомобили, осуществляющие перевозки со значительными нарушениями. Нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации, устанавливают предел весовых параметров: полная масса одиночного транспортного средства не должна превышать 38 тонн, автопоезда – 44 тонны, нагрузка на ось – не выше 10 тонн.

Однако некоторые перевозчики, отправители и получатели грузов, стремясь извлечь максимальную прибыль, нередко этими нормами пренебрегают. В результате наносится существенный ущерб не только дорогам, но и мостовым сооружениям. Ряд таких случаев произошел в Волгоградской области в последние годы. На сегодняшнем совещании были озвучены примеры – превышение допустимого веса проезжающих автомобилей привело к разрушению мостов через реки Щелкан и Бузулук в Жирновском и Алексеевском районах. Их восстановление стоит сотни миллионов рублей.

Вместе с тем ремонт одного километра автодороги, по данным Облкомдортранса, обходится в 25 – 40 миллионов рублей. При этом размер административного штрафа, налагаемого на собственника автомобиля за нарушение правил перевозок грузов, существенно меньше ­– он составляет от 250 до 400 тысяч рублей.

На территории Волгоградской области соблюдение пользователями дорог действующих ограничений отслеживают четыре передвижных и шесть стационарных постов весогабаритного контроля. С начала этого года за нарушения правил перевозки грузов автомобильным транспортом в регионе вынесено 335 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму свыше 51 млн рублей. В том числе 106 нарушений было выявлено в ходе транспортировки зерна.

Тем не менее, как было отмечено на совещании, значительной части нарушителей удается избегать ответственности, объезжая посты по грунтовым дорогам или перегружая лишний груз в другие автомобили, перед тем как заехать на пункт контроля.

По информации комитета сельского хозяйства Волгоградской области, объемы хранения зерновых и масличных культур в регионе с 2014 года увеличились на 145% – с 5,5 млн тонн до 8 млн тонн. В области работают 58 элеваторов и хлебоприемных предприятий. 37 из них присоединились к Меморандуму участников рынка сельскохозяйственной продукции о противодействии нарушению весогабаритных норм при грузовых автомобильных перевозках. В соответствии с положениями Меморандума его участники   обязуются соблюдать правила транспортировки продукции, недопущение отгрузки и приемки зерна и масличных культур с превышением допустимых весовых параметров, установленных для транспортных средств законодательством.

Также в Волгоградской области последовательно решается задача о переориентации перевозки аграрной продукции с автомобильных путей на железнодорожный транспорт. В этом году 58% сельскохозяйственных грузов в регионе отправлено по железной дороге – данный показатель вырос в 1,5 раза, тогда как автоперевозки продукции АПК сократились до 37%.

«Главной задачей сегодняшнего совещания стал поиск дополнительных механизмов обеспечения сохранности наших автодорог, – подвел итог обсуждения председатель комитета Волгоградской областной Думы по аграрной политике и земельным отношениям Владимир Ефимов. – На модернизацию автодорожного комплекса в последние годы направляются очень большие бюджетные ресурсы, много уже сделано, и недопустимо, когда этой работе наносится существенный ущерб недобросовестными перевозчиками и отправителями грузов, в том числе сельхозпродукции. Обсуждаемые нами меры должны, с одной стороны, способствовать сохранению автодорог, а с другой – помогать развитию очень важной для нашей экономики аграрной отрасли. Мы призываем всех сельхозтоваропроизводителей региона выполнять условия Меморандума о противодействии нарушению весогабаритных норм и не прибегать к услугам недобросовестных  участников грузоперевозок. Многие сейчас уже это делают. Полагаю, их надо поддерживать и, наоборот, жестче бороться с недобросовестными предпринимателями и усиливать контроль за соблюдением законодательства. При этом целесообразен дифференцированный подход и соизмеримость штрафных санкций и тяжести нарушения. Позитивный процесс – переход на грузоперевозки по железной дороге, это выгодней и надежней. Мы продолжим работу с профильными комитетами областной Думы и администрации региона, будем советоваться с нашими коллегами на федеральном уровне, чтобы подготовить соответствующие предложения, возможно, для обсуждения Южно-Российской Парламентской Ассоциацией. Вопрос очень актуальный, ведь речь идет о рачительном использовании значительных сумм государственных денег».